Клодт Пётр Карлович. Биография

(1805–1867)
Петр Карлович Клодт был вторым из шести сыновей генерал-майора барона Карла Фёдоровича Клодта фон Юргенсбурга. Детство и отрочество провёл в Омске. После смерти Карла Фёдоровича 1822 г. семейство Клодтов переехало в Санкт-Петербург, и Пётр поступил в Михайловское Артиллерийское училище юнкером. В 1826 г. был произведён в прапорщики, а по окончании училища, в 1827 г. в чине подпоручика определён в учебную артиллерийскую бригаду. Однако уже в 1828 г. вышел в отставку.

В свободное от службы время Пётр Клодт рисовал и вырезал из дерева фигурки лошадей и дарил их друзьям и знакомым. Однажды подобного рода фигурка попалась на глаза самому императору Николаю I, который пожелал лично познакомиться с даровитым резчиком и назначил ему аудиенцию. Во время аудиенции царь приказал Клодту скопировать немецкие эстампы, что Пётр Карлович блестяще исполнил. Эти рисунки были представлены Совету Императорской академии художеств, и П. К. Клодт был рекомендован к зачислению в академию.

В 1828–1829 гг. работы Клодта были представлены на разнообразных выставках, получали благожелательные отзывы критиков. Скульптор был удостоен стипендии от Общества поощрения художеств. В 1830 г. он поступил вольнослушателем в Академию художеств. Покровительство молодому скульптору оказывал сам ректор Академии И. П. Мартос. Первая значительная монументальная работа — шестёрка коней для колесницы Победы на Нарвских триумфальных воротах в Санкт-Петербурге — была закончена П. К. Клодтом в 1833 г. Следует отметить, что император Николай I очень внимательно рассматривал проекты и лично выбрал Клодта для продолжения работ по созданию скульптур. За эту работу скульптор-самоучка был удостоен звания академика и назначен профессором скульптуры Императорской академии художеств. В 1833 г. он получил новый заказ — выполнить скульптуры «Укротителей коней».

Клодт стремился полностью контролировать процесс создания скульптур и был не только скульптором, но и литейщиком-профессионалом, досконально разбиравшимся в тонкостях технологического процесса. Поэтому, когда в 1837 г. умер литейный мастер Академии художеств В. П. Екимов, в 1838 г. именно Клодту Совет Академии предложил возглавить Литейный двор. В конце 1838 г. на Литейном дворе были отлиты «Укротители коней» в бронзе, в начале 1839 г. скульптуры были представлены на академической выставке, а в ноябре 1841 г. их торжественно установили на Аничковом мосту.

Копии «Укротителей коней» Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму и королю обеих Сицилий Фердинанду II. В технике гальванопластике «Укротителей» повторили для Петергофа, Стрельны, усадьбы Голицыных в Кузьминках. Создатель же скульптур стал почётным академиком Берлинской академии художеств, Парижской академии художеств и Римской академии Святого Луки. Прусский король наградил скульптора орденом Красного орла 3-й степени, а король Обеих Сицилий — орденом Святого Фердинанда. В 1843 г. Клодт «за отличное исполнение конных групп, сделанных им вновь для Аничкова моста» был пожалован и российским орденом Святой Анны 3-й степени.

Замысел скульптора эволюционировал, и вместо одинаковых скульптур были созданы четыре различные группы, показывающие процесс укрощения в развитии. Только в 1850–1851 гг. бронзовые скульптуры «Укротителей коней» окончательно заняли своё место на Аничковом мосту.

Эта работа была, безусловно, вершиной творчества скульптора. Однако, в то же время он выполнял и другие императорские заказы. В 1844–1847 гг. на Литейном дворе были изготовлены бронзовые барельефы Исаакиевского собора и Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. В 1845-1850 гг. Клодт работал над рельефами Мраморного дворца, создал гигантский барельеф «Лошадь на службе у человека». В 1858 г. за работу над барельефами Исаакиевского собора Клодт был удостоен ордена Святого Владимира 3-й степени.

В 1849 г. проект Клодта победил в конкурсе на памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Уже в 1855 г. памятник был отлит в бронзе и установлен в Летнем саду. Параллельно, создавался памятник Святому Владимиру по модели В.И. Демут-Малиновского, установленный в 1853 г. в Киеве. В 1859 г. была завершена работа по отливке конной статуи императора Николая I. Клодт отливал в бронзе и другие известные монументальные произведения: памятник Петру I в Кронштадте (1841), памятник Н.М. Карамзину в Симбирске (1845), памятник Г.Р. Державину в Казани (1847), атаману М.И. Платову в Новочеркасске (1853) и др.

Скульптор продолжал работать и в жанре мелкой пластики. В малом кабинетном формате скульптор выполнял эскизы и воспроизведения некоторых памятников. Особенно часто создавал изображения лошадей и всадников, которые сам называл «этюды». Среди этих работ скульптора – «Лошадь с жеребенком», «Английская фермерская лошадь», «Лошадь античного типа», «Римлянин с лошадью», «Кляча», «Битюг», «Лошадь на водопое», «Конь, скачущий галопом», «Жеребенок». Во многом благодаря этому жанр мелкой пластики стал популярен и пережил свой расцвет во второй половине XIX века. Особенно интересны портретные конные статуэтки работы Клодта, воспроизводящие как известных в его время всадников, так и знаменитых породистых лошадей.

Петр Карлович Клодт скончался 8 (20) ноября 1867 г. в своем имении на мызе Халала в Финляндии. Похороны состоялись в Петербурге, на Смоленском лютеранском кладбище. В 1936 году прах скульптора был перенесен в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры), тогда же установлено и новое надгробие.