Архив аукциона №38(109)
[18+Эротические иллюстрации Л. Бакста]. Ремизов, А. Царь Додон / рис Л. Бакста, марка Ю. Анненкова. [Пг.]: Обезьянья Великая Вольная палата [Алконост], [Без обозначения типографии], 1921.

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №294    Следующий лот 

 32 с. 16,5 х 12 см. В издательской шрифтовой обложке. Незначительные подтеки от воды на обложке. Блок чистый.

Редкое малотиражное издание с фривольными концовками. Экземпляр №131. Тираж 333 экземпляра.

В 1908 году в газете «Межа» (№ 1) был помещен анонс «закрытого издания в количестве 25 экземпляров» сказки «Царь Додон» с рисунками Л.С. Бакста. В нем сообщалось, что «материалом для сказки послужило народное сказание, тема сказки: — „Пушкинский царь Никита“ — наоборот». Однако издание 1908 года не состоялось. Новая редакция «Додона» была написана в Костроме в 1912 году. Тогда же близкий друг Ремизова И.А. Рязановский пытался издать эту сказку в Костроме и Ярославле, а Л.С. Бакст намеревался перевести ее на французский язык и опубликовать в Париже, а в 1913 году появилась возможность сделать это в Петербурге, но ни один из этих замыслов так и не был осуществлен. Отдельное издание «Царя Додона» состоялось лишь в 1921 году после публикации в составе «Заветных сказов» в том же «Алконосте», скрывшемся под маркой «Обезьяньей Великой Вольной Палаты».

Обезьянья Великая и Вольная Палата Ремизова – в революционные годы (1917–1921) окончательно сложилась знаменитая литературная игра Алексея Ремизова — Обезьянья Великая и Вольная Палата. Это «тайное общество» как оригинальное воплощение принципов литературного и человеческого братства ведет свое начало со времени создания «Трагедии о Иуде принце Искариотском» (1908). Образы и сюжет пьесы были заимствованы из апокрифических сказаний, и только один персонаж — царь обезьяний Обезьян Великий — Валах — Тантарарах — Тарандаруфа Асыка Первый — выбивался из рамок привычных представлений. Колоритный герой побудил писателя придумать для маленькой Ляляши (Елены), дочери брата Сергея, игру в Обезьянью Палату. Возникшая из детской забавы, Обезьянья Великая и Вольная Палата соединяла реальность с воображением и импровизацией; ее игровая условность ничуть не умаляла серьезности и конкретности самой жизни. Автор отвел себе в этом фантастическом пространстве скромную роль секретаря и хроникера — «канцеляриуса». Каждый посвященный в члены общества (среди которых были самые яркие представители литературно-художественной элиты Петербурга, Москвы, а затем и эмиграции) удостаивался «обезьяньей награды» — грамоты, знака или ордена за особые заслуги и специального звания или должности. Союз людей свободного творческого духа, неотягощенных трафаретным мышлением, выделяющихся из обывательской среды, назван Обезьяньим обществом, поскольку, с одной стороны, обезьяна символизирует природную мудрость, естественность и даже хитрость, с другой — своеволие, нежелание подчиняться каким-либо нормам и правилам,
словом, живет в свое удовольствие. Отметим, что Ремизов заявил «обезьянью» тему еще в 1903 году. В одном из стихотворений в прозе («После зноя желаний») встречается строка: «И скотский гам гогочет и мудрость обезьянья глубокомысленно мечтает», где противопоставленные «скотство» и «мудрость», инстинкт и разум (впоследствии основополагающие мировоззренческие концепты ремизовского творчества), впервые соотнесены, пусть и косвенно, с антитезой Человек — Обезьяна. Однако исторический контекст привносит в образ ремизовской обезьяны принципиальные изменения. В произведениях первых революционных лет обезьяна предстает воплощением грубой, бессмысленной и разрушительной силы, символом большевизма, революционной толпы, не признающей святынь, лишенной нравственных критериев. В знаменитом «Слове о погибели Русской Земли» (1917) эта тема звучит в унисон статьям М. Пришвина, публицистическим произведениям Ф. Сологуба, «Черным тетрадям» или стихотворениям 3. Гиппиус революционных лет. «Слову...» предшествовало «сочинение» следователя Боброва из повести Ремизова «Пятая язва» (1912). На фоне уродливых проявлений большевистского режима Обезьяний орден стал контроверзой людскому противоборству и разъединению, провозгласив своим идеалом мир гармоничных человеческих взаимоотношений, исходным и итоговым смыслом которого должны быть принципы взаимоуважения, доброжелательства, абсолютной свободы без обязанностей и полной анархии, основанной на порядке и осознанных ограничениях.

М.С. Русские книжные редкости XX в., № 276, Ремизов № 588, Лесман № 1934, Блюм № 396.


Продажи: на отечественных аукционах выявлена продажа – 550 000 р. (Именной экземпляр Шапошникова Н. А. № 12).

Предварительная оценка: 150 000 - 200 000 р.

Версия для печати.