Архив аукциона №36(107)
[18+ Эротические иллюстрации]. [Клеланд, Д. Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех / пер. с англ. Исидора Лисё]. Cleland, J. Memoires de Fanny Hill. Traduit de l'anglais par Isidore Liseux. [На фр. яз.] В 2 т. Т. 1-2.Брюссель, [1930-е гг.]

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №364    Следующий лот 

Т. 1: 117 с., 4 л. ил.
Т. 2: 126 с.: 3 л. ил.
21 х 14 см. В двух издательских шрифтовых обложках. В издательской картонажной папке и издательском футляре. Незначительные потертости. Сохранность очень хорошая.
Экземпляр № 391 из тиража 265 экземпляров на бумаге верже. Всего тираж 550 экземпляров.

Автор иллюстраций Поль-Эмиль Бека (1885–1960) – французский художник, гравер, рисовальщик. Учился в парижской Школе изобразительных искусств у живописцев Габриеля Феррье и Франсуа Фламена. В 1913 году он впервые участвовал в Салоне французских художников, а в 1920-м получил за свои живописные работы Grand Prix de Rome — стипендию Французской академии, позволяющую совершенствовать мастерство в Италии. Работы Бека отличали уверенное академическое рисование, точность в передаче деталей и некоторая «салонность». В 1920–1930 годах он создал ряд портретов известных французских писателей, издателей и библиофилов — Леона-Поля Фарга, Пьера Луиса, Люка Дюртена, Жюля Ромена, Сильвии Бич и др.
Первые опыты в книжной графике, к которой Бека обратился в начале 1920-х годов, — «Жорж Дюамель» Люка Дюртена («Monnier», 1920) и «Одиночества» Эдуарда Эстанье («Georges Cres», 1922) — привлекли внимание парижских издателей, и Бека стал время от времени получать заказы на иллюстрации.
К началу 1930-х годов художник стал признанным мастером живописи и графики. Особый интерес вызывали его гравюры, выполненные в технике «сухой иглы».
С 1933 года начинается карьера Бека как специалиста по галантным текстам. В предвоенное десятилетие возрос интерес публики к малотиражным коллекционным изданиям. Работа над иллюстрациями к таким книгам принесла Бека европейскую известность. Художник обращался в основном к произведениям классической литературы, но в рисунках трактовал тексты по-своему, отбирая для иллюстрирования самые фривольные моменты. Одна за другой в издательствах «Briffaut», «Piazza», «La Tradition», «Libineau», «Le Vasseur» стали выходить книги с гравюрами Бека: роман Теофиля Готье «Фортунио» (1934), «История короля Гонсалве» Пьера Луиса и «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына (1935), «Адольф» Бенжамена Констана (1936) и «Влюбленный дьявол» Жака Казота (1936) и др.
Цветные литографии к романам «Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех» Джона Клеланда (1948), «Опасные связи» Пьера Шодерло де Лакло и «Пармская обитель» Стендаля (1949) сразу после выхода в свет были признаны классикой эротической иллюстрации.
За долгую творческую жизнь Бека создал графические серии к более чем 100 книгам, среди которых десятки произведений фривольной литературы. Он не оставлял работу до последних дней. Художник умер 1 января 1960 года в Париже, не дожив одного месяца до своего семидесятипятилетия.

Роман Клеланда был многократно экранизирован, в т.ч. на телевидении, среди прочего по мотивам романа снят фильм Тинто Брасса «Паприка».
Из предисловия: «Бесспорно, в основе каждой книги лежат личные воспоминания автора. Немногие могли бы похвастаться таким богатым жизненным опытом, как у Джона Клеланда (1709 – 1789). Кем только он в свое время не перебывал: ученым и дуэлянтом, ловеласом и путешественником, военным и писателем-порнографом; вкусил терпких прелестей Востока и несравненно более пресной кельтской филологии; служил короне на посту английского консула в Смирне и Восточно-Индийской компании в Бомбее; не понаслышке знал условия труда и жизни журналиста с Граб-стрит и терпел еще большие лишения, преподавая в школе. Но главное – он познал высшее, доступное для смертного, блаженство, став автором бестселлера «Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех», увидевшего свет в 1749 году и имевшего фантастический успех. Этот шедевр сентиментальной эротики, который и через двести с лишним лет остается предметом яростных споров между свободомыслящими и пуританами, стал первой попыткой Клеланда воссоздать в литературной форме радости плоти. Редкая откровенность и заразительность романа обеспечили ему мировую славу».

«Письмо первое. Мадам!
Я берусь за перо и тем даю Вам неопровержимое доказательство того, что Ваши пожелания, как приказы, я принимаю к неукоснительному исполнению. Как бы ни была неблагодарна задача, я извлеку из памяти и представлю на обозрение ту мою скандальную жизнь, пройдя по ступенькам которой я в конце концов обрела все благодарности, какие только в силах даровать нам любовь, здоровье и счастье; пока еще не увяли цветы моей молодости, пока еще не слишком поздно предаваться неге праздности, которую дают мне свобода и немалое богатство, я хочу добиться понимания, естественно, не презрительного, ибо, будучи брошена жизнью в круговерть фривольных удовольствий, я узнала и поняла людей, их привычки и нравы больше, чем те в несчастном нашем ремесле, кто любое размышление или воспоминание считает своим злейшим врагом, гонит от себя подальше, а то и уничтожает безо всякой жалости».

 

Предварительная оценка: 5000-6000 р.

Версия для печати.