Архив аукциона №36(107)
[Редкое старообрядческое издание, отпечатанное в Польше] Кормчая. Варшава: Тип. Е.К.В. Короля Польского и Великого Князя Литовского [Тип. П. Дюфора], 7293 [1785].

Все лоты  /   Предыдущий лот    Лот №009    Следующий лот 


38, 60, 392, 403-641, 16. 642-680 л. 32 х 20 см. Во владельческом цельнокожаном переплете XIX века. С потускневшим золотым тиснением. Корешок поновлен. Латунные застежки. Ремешки застежек поновлены. На корешке фрагментарно сохранен корешок. Современные форзацы. Незначительные загрязнения страниц. Следы от перелистывания. Типографский сбой пагинации задвоение страниц л. 56-59 (второго счета), л. 174 (третьего счета),  л. 563 (третьего счета), л. 392-403 типографский сбой пагинации (текст совпадает). В целом сохранность очень хорошая.
Книга кириллической печати. Печать в две краски. Заставки и виньетки  гравюры на дереве.  Набор: 25 строк с колонтитулом.

Ундольский № 693, Зернова 222, Поздеева 185. Лукьянова 1.

Кормчая книга (Пида́лион) или Номокано́н (греч. Νομοκανών от греч. νόμος — закон, устав + греч. κᾰνών — канон, правило) — сборник церковных и светских законов (см. также Византийское право), являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде православных славянских стран; также служил для передачи различных древних текстов. Кормчие книги написаны на старославянском и древнерусском языках. Берут своё начало от византийского Номоканона.
Настоящая книга является первым изданием Кормчей. Изданная впервые при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне, Кормчая книга - один из важнейших кодексов, с помощью которых происходило управление православной церковью. Преимущественно она включает в себя тексты апостольских правил, постановлений вселенских и поместных соборов, посланий святых отцов. Таким образом, она представляет собой главный источник церковного законодательства средневековой России. Книга формировалась на основе Номоканона, составленного в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. В XI веке Номоканон вошел в употребление в болгарской церкви, получив впоследствии распространение и на Руси. С XIII века этот сборник норм канонического права стал называться на русской почве Кормчей книгой. В 1274 году на церковном соборе по инициативе митрополита Кирилла на Руси стали использовать Кормчую, переведенную на церковно-славянский язык в Сербии в начале того же века.

В документах Архива Печатного двора первое церковно-славянское издание Кормчей называется «Правила святых отец». Указ о ее издании вышел 07 ноября 1649 г. Типографские работы начались 05 ноября 1649 г. Основой издания стали списки сербского перевода. Работы были закончены в июле 1650 г., когда два экземпляра переплетаются для поднесения царю. Но издание в свет не вышло. Несколько раз отдельные его главы и части глав подвергались правке и редактированию «за неисправностью речей». Книгу переделывали в сентябре 1651 г., в мае 1652 г. и в мае-июне 1653 г. В 1652-1653 г.г. редакция осуществлялась под личным контролем патриарха Никона. В последний раз допечатывали раздел «о патриаршем поставлении» и «грамоту великого царя Константина». В связи с многочисленными исправлениями и заменами частей текста в ходе издания, книга имеет сложную нумерацию листов. Издание было напечатано 13 июня 1653 г. 18 июля 1653 г. переплетается шесть книг «Правил святых отец» для подношения царю и патриарху. Печатание 1200 экземпляров вместе с переделками обошлось в 2271 р., что и объясняло высокую себестоимость книги: 2 р. 5 денег с полушкой (2 р. 4,75 к.). Книга продавалась в лавке Печатного двора по 3 р.

Очевидно, что в документах Печатного двора речь шла об одном издании «Кормчей», печатание которой начато 05.11.1649 г. и закончено 15.06.1653 г. Экземпляры, розданные «безденежно» в 1650 г. и в 1652 г., являются теми, которые определяются в библиографии как экземпляры, относившиеся к «Кормчей» в «первоначальном виде» и «смешанные» экземпляры - они чрезвычайно редки. Экземпляры Никоновской редакции также в наше время редки и представляют значительную историческую ценность.

Издание в Никоновской редакции было повторено в 1787 году («Екатерининская Кормчая»). Что касается Кормчей (в первоначальном виде), всего несколько экземпляров которой попало в свободное обращение, то именно она впоследствии стала наиболее авторитетным источником для старообрядцев. «Иосифовская» Кормчая была переиздана ими в 1786, 1888 и 1913 г.г. Но они также пользовались и никоновской редакцией, вырывая, правда, лист с упоминанием имени Никона или аккуратно вырезая само имя. В Никоновскую редакцию Кормчей в качестве предисловия были включены несколько исторических сказаний, в том числе сказания о крещении Руси, установлении автокефалии Русской Церкви, учреждении патриаршества, поставлении на царство Михаила Федоровича Романова, о возведении на патриаршество его отца, в монашестве Филарета. В первой части печатной Кормчей содержатся правила Апостольские и вселенских соборов с толкованиями Алексея Аристина. Во второй части (с 42 главы) помещены различные законодательные памятники, среди них сборник из 87 титулов Иоанна Схоластика, новеллы императора Алексия Комнина о церковном обручении и венчании браков, гражданские законы из «Номоканона» Патриарха Фотия, извлечения из законов Моисея о наказаниях за преступления, болгарский «Закон судный людем», антилатинское полемическое сочинение Никиты Стифата (XI в.), полный перевод «Прохирона», канонические ответы патриарха Николая Грамматика и Никиты, митрополита Ираклийского (XI в.), извлечения из правил патриарха Константинопольского св. Никифора Исповедника, правила Василия Великого о монастырях и монахах, выдержки из «Пандект» Никона Черногорца. В конце Кормчей по указу патриарха Никона помещены три статьи, в том числе поддельная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру и «Сказание» об отделении Римской Церкви от Восточной. В послесловии к настоящему изданию (на л. 642-647) говорится о том, что «святых сих книг тысяща двести выданы суть, во святыя Божии церкви, ко умножению славы великаго в Троице славимаго Бога». Русские статьи не вошли в печатную Кормчую.


 

Предварительная оценка: 60 000-80 000 р.